Тарас ЗАСТАВЕЦЬКИЙ

ЗМІНА ФУНКЦІЙ МІСЬКИХ ПОСЕЛЕНЬ АГРАРНОГО РЕГІОНУ

Розкрито вплив соціально-економічної кризи на функціонування міських поселень у аграрному регіоні. Зміну функцій міст і селищ міського типу показано через зміну показників зайнятості працівників у різних галузях господарства. Встановлено процес звуження функціональної структури міських поселень, передусім скорочення виробничих містоутворювальних галузей і розширення невиробничих. Багато міських поселень стали монофункціональними або без функціональної домінанти. У аграрних регіонах перспективними функціями визнано рекреаційну, освітню, промислову і функції “ділового” центру. Міста і селища міського типу є перспективними соціально-економічними центрами для навколишніх територій за умовами визначення їх іміджу та ребрендингу. Подано схему функціонального профілю міських поселень Тернопільської області у сучасному вимірі та на перспективу. Визначено основні напрямки формування іміджу поселень.

Ключові слова: функціональна структура, брендинг, ребрендинг, імідж міст, економічна база міст, соціальні функції.

Заставецкий Т.Б. ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ АГРАРНОГО РЕГИОНА.

Раскрыто влияние социально-экономического кризиса на функционирование городских поселений в аграрном регионе. Изменение функций городов и поселков городского типа показано через изменение показателей занятости работников в различных отраслях хозяйства. Установлено процесс сужения функциональной структуры городских поселений, прежде всего, сокращения производственных градообразовательных отраслей и расширение непроизводственных. Многие городские поселения стали монофункциональными или без функциональной доминанты. В аграрных регионах перспективными функциями признаны рекреационная, образовательная, промышленная и функции «делового» центра. Города и поселки городского типа являются перспективными социально-экономическими центрами для окружающих территорий по условиям определения их имиджа и ребрендинга. Представлена схема функционального профиля городских поселений Тернопольской области в современном измерении и на перспективу. Определены основные направления формирования имиджа поселений. Итак, в период перехода общества к рыночным отношениям произошло значительное сужение экономической базы городских поселений, превращение многих поселений с многофункциональных в однофункциональные центры. Это требует обоснования их градообразующих функций в зависимости от потребностей общества с научных позиций, что будет способствовать возрождению городов и превращению их в “полюса” социально-экономического роста для окружающих территорий. Необходимо “выделение отдельных поселений, т.н. доминирующих центров”. Такими поселениями в области могут стать областной центр и меж- районные центры – Чортков и Кременец при активизации их социально-экономического развития.

Ключевые слова: функциональная структура, брендинг, ребрендинг, имидж городов, экономическая база городов, социальные функции.

Література:

  1. Доценко А. Розселення в Україні: проблеми і перспективи // А.Доценко, В.Зінич, О.Великохатько, В.Танцюра. – К., 2006. – 268 с.
  2. Заставецька Л.Б. Системи розселення і геопросторові проблеми вдосконалення адміністративно-територіального устрою України: [монографія] / Л.Б.Заставецька. – Тернопіль: ТНПУ ім. В.Гнатюка, 2013.-332 с.
  3. Ілляш І. Соціально-економічний розвиток поселень агропромислового регіону в умовах трансформації суспільства // І.Ілляш, Д.Ткач. – Тернопіль: Астон, 2013. – 204 с.
  4. Панкрухин А. П. Муниципальное управление и маркетинг территории / А. П. Панкрухин. – М.: Логос, 2002. [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.koism.rags.ru/publ/indiv/25php
  5. Тургель И.Д. Феномен городской моноспециализации: содержание, генезис, тенденции развития / И.Д.Тургель // Научный вестник “Экономика, государство, общество”. – Вып. 108 (53)/№ 607 (52).
  6. Шаблій О.І. Основи загальної суспільної географії / О.І.Шаблій. – Львів: Вид.: ЛНУ, 2003. – 444 с.

Повний текст

PDF