Афоніна О.Р., Філоненко І.М.

АНАЛІЗ ГАЛУЗЕВОЇ СТРУКТУРИ КУЛЬТУРНО-ОСВІТНЬОГО КОМПЛЕКСУ ЧЕРНІГІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ

У статті розглянуто головні складові культурно-освітнього комплексу Чернігівської області – освітню та культурну підсистеми. За досліджуваний період відбулося значне скорочення мережі навчально-виховних закладів різних форм і типів, що обумовлено падінням попиту на освітні послуги внаслідок зменшення кількості основних споживачів. Виявлено територіальні відмінності у розвитку закладів освіти в межах низових адміністративних районів Чернігівської області. Результати аналізу фіксують значне звуження мережі бібліотечних закладів, закладів клубного типу та демонстраторів фільмів. Збільшення кількості музейних закладів пояснюється тим, що це багатофункціональний інститут який відіграє ключову роль у  культурному та ідеологічному житті сучасного суспільства.

Ключові слова: культурно-освітній комплекс, освітня підсистема, культурна підсистема.

Е. Афонина, И. Филоненко. АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЧЕРНИГОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

В условиях развития информационного общества роль культурно-образовательного комплекса связана с удовлетворением постоянно возрастающих социальных потребностей человечества, уровень удовлетворения которых определяет качество жизни каждого отдельно взятого человека, социальной группы и общества в целом. Разрешение проблемы территориальных диспропорций в предоставлении культурно-образовательных услуг требует особого внимания. Целью работы предусмотрен отраслевой анализ культурно-образовательного комплекса на примере Черниговской области. В статье рассмотрены основные составляющие культурно-образовательного комплекса Черниговской области – образовательная и культурная подсистемы. Образовательная подсистема включает в себя совокупность заведений, учреждений, предприятий, организаций, которые осуществляют производство, распределение, сохранение и организацию потребления услуг образовательного предназначения. Сеть образовательных заведений Черниговской области насчитывает 1076 единиц (на начало 2014 года). За исследуемый период произошло значительное сокращение сети учебно-воспитательных заведений различных форм и типов, что обусловлено падением спроса на образовательные услуги вследствие уменьшения количества основных потребителей. Такая тенденция не характерна для заведений дошкольного образования, где происходит постепенное увеличение количества воспитанников. Обнаружены территориальные отличия в развитии образовательных учреждений в пределах низинных административных районов Черниговской области. Охарактеризована культурная подсистема, которая представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, главной целью их деятельности является предложение услуг культурного предназначения. Результаты анализа фиксируют значительное сужение сети библиотечных учреждений, заведений клубного типа и демонстраторов фильмов. Увеличение количества музеев объясняется тем, что это многофункциональный институт который играет ключевую роль в культурной и идеологической жизни современного общества.

Ключевые слова: культурно-образовательный комплекс, образовательная подсистема, культурная подсистема.

Література:

  1. Головне управління статистики у Чернігівській області. Статистична інформація: освіта і культура [Електронний ресурс]: Режим доступу: http://chernigivstat.gov.ua/statdani/.
  2. Флінта Н.І. Культурно-освітній комплекс регіону і його територіальна організація (на матеріалах Тернопільської області): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. геог. наук: спец. 11.00.02 «Економічна і соціальна географія» / Флінта Наталія Іванівна; Чернів. нац. ун-т ім. Ю. Федьковича. – Чернівці, 2005. – 20с.
  3. Чернігівська область. Інформаційна система управління освітою [Електронний ресурс]: Режим доступу: http://cg.isuo.org/.

Повний текст

PDF