Віктор ГРУШКА.

ПРОСТОРОВО-ЧАСОВІ ОСОБЛИВОСТІ ЗОВНІШНЬОГО НЕЗАЛЕЖНОГО ОЦІНЮВАННЯ В ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ

 На основі статистичних даних, які відображають основні показники зовнішнього незалежного оцінювання в Дніпропетровській області, проведено аналіз динаміки загальної кількості учасників тестування, аналіз кількості учасників з обраних предметів за районами та містами області. Проаналізовано результати зовнішнього незалежного оцінювання за кожним предметом окремо та усереднені показники. Виявлено територіальні відмінності за кількістю учасників тестування, яка припадає на один навчальний заклад.

Ключові слова: зовнішнє незалежне оцінювання, навчальний заклад, тестування, кількість учасників зовнішнього незалежного оцінювання.

Аннотация:

Виктор Грушка. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО НЕЗАВИСИМОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Внешнее оценивание учебных достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования и желающих поступить в высшие учебные заведения осуществляется более чем в 150 странах мира и характеризуется разнообразием подходов. Однако общим для них является то, что в конце общего среднего образования экзамен для сертифицированного оценивания выпускников старшей школы, как правило, является внешним. Это гарантирует высокий уровень его объективности, получения достоверных данных, об учебных достижениях, степень их соответствия нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. В данном исследовании, на основе статистических данных, которые отображают основные показатели внешнего независимого оценивания в Днепропетровской области, проведен анализ динамики общего количества участников тестирования, анализ количества участников, по выбранным предметам по районам и городам области. Проанализированы результаты внешнего независимого оценивания по каждому предмету отдельно и усредненные показатели. Обнаружены территориальные отличия по количеству участников тестирования, которое приходится на одно учебное заведение. В течение исследуемого периода, сформировалась наиболее постоянный перечень предметов для прохождения внешнего независимого оценивания, с вариациями максимум в один предмет. Для всех рассмотренных лет обязательным для составления оставался украинский язык и литература, и только в 2010 году – история Украины или математика на выбор, в зависимости от предпочтений абитуриента. Результаты территориального распределения показателей усредненного показателя уровня знаний по всем учебным предметам показали более высокий уровень знаний на урбанизированных территориях (в областном центре и городах областного подчинения). Наивысшее значение характерно для областного центра – города Днепропетровск (в настоящее время Днепр), усредненный показатель уровня знаний учеников каждого исследуемого года превышал 150 баллов. Во всех других городах  областного подчинения наблюдалось значение приближенное к 150 баллам. В сельских районах  усредненный показатель внешнего оценивания колеблется в промежутке между 139 и 152 баллов. Наивысшие показатели наблюдаются в Широковском, Павлоградском, Никопольском районах, которые граничат с большими городами. Самые низкие результаты тестирования зафиксированы в Юрьевском, Софиевском районах. Такое распределение результатов можно объяснить, тем что уровень знаний в сельских школах значительно ниже, чем в городских.

Ключевые слова: внешнее независимое оценивание, учебное заведение, тестирование, количество участников внешнего независимого оценивания.

Література:

  1. Лікарчук І. Л. Зовнішнє незалежне оцінювання – 2007 / І. Л. Лікарчук // Освіта України : 2007.- №10.- С. 109-111.
  2. Лікарчук, І. Л. Зовнішнє незалежне оцінювання навчальних досягнень випускників загальноосвітніх навчальних закладів. Інформаційні матеріали / І. Л. Лікарчук (наук. ред.) та ін.. – Український центр оцінювання якості освіти. – К., 2007. – 288 с.
  3. Офіційний веб-сайт Міністерство освіти і науки про освіту [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://mon.gov.ua/activity/education/
  4. Офіційний веб-сайт статистичних даних Українського центру оцінювання якості освіти Дніпропетровської області [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://stat.testportal.gov.ua/

Повний текст

PDF