Віктор ГРУШКА, Наталія ГОРОЖАНКІНА

ГЕОГРАФІЧНИЙ АНАЛІЗ ПОКАЗНИКІВ ВИДАВНИЧОЇ СПРАВИ В УКРАЇНІ (ЗА ПЕРІОД 2012-2016 РР.)

Проведено аналіз випуску видавничої продукції за територіальною ознакою, проаналізовано випуск книжкових видань суб’єктами видавничої діяльності, розглянуто та проаналізовано статистичні дані щодо випуску продукції, а саме: випуск книг та брошур за тематичними розділами, за цільовими призначенням, за укрупненими тематичними розділами за період 2012-2016 рр.

Ключові слова: видавнича справа, видавнича продукція, друковані видання, регіони України.

Аннотация:

Виктор ГРУШКА, Наталья ГОРОЖАНКИНА. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА В УКРАИНЕ (ЗА ПЕРИОД 2012-2016 ГГ.)

Издательское дело является весомым элементом культурной жизни общества, ведь продукция этой отрасли влияет на духовность и культурное развитие каждого народа. Информационные, научные, образовательные и культурные потребности общества, а также содействие развитию производительных сил и формированию рыночных отношений в регионах страны удовлетворяет продукция издательской отрасли. На современном этапе украинской государственности происходит устойчивое развитие периодических печатных средств массовой информации: газет и журналов, в том числе глянцевых, что соответствует мировой тенденции. Несмотря на финансовый кризис, глобальный тираж газет вырос в 2012-2016 гг. на 1,3%. Ежедневные газеты читают 1.9 млрд. человек, на многих рынках, в частности в странах Европы, платные газеты охватывают 70% взрослого населения, стремительно растет количество ежедневных бесплатных газет, их удельный вес достигает 23%. Но в Украине только 15% из более 30 тыс. зарегистрированных печатных изданий доходят до типографий, остальные существуют номинально.При проведении анализа выпуска издательской продукции по территориальному признаку выделено пять основных центров по выпуску книг и брошюр. На первом месте находится Харьковская область, на втором – Львовская, на третьем – Тернопольская, четвертом – Одесская, пятом – Днепропетровская. Отметим, что в Киеве выпуск издательской продукции в 1,1 раза меньше, чем в Харьковской области.К регионам, в которых количество изданий является наименьшим относится Луганская область (часть которой с 2014 года является оккупированной войсками Российской Федерации), Николаевская, Киевская, Житомирская области, здесь в год выпускают до сотни единиц издательской книжной и периодической продукции.Лидером по выпуску издательской продукции в течение периода существования независимой Украины был и остается г. Киев, здесь ежегодно выпускают около 20 тыс. видов печатных изданий.Также высокие показатели наблюдаются в Харьковской, Тернопольской, Львовской и Волынской областях, а наименьшие – Херсонской, Николаевской, Кировоградской, Ровенской, Житомирской, Винницкой областях.Проанализирован выпуск книжных изданий субъектами издательской деятельности по таким показателям как количество изданий по названиям; количество изданий по тиражам и выделены ведущие украинские издательства в перечне Топ-5, тираж которых составляет более 100 тыс. экземпляров печатной продукции.Абсолютным лидером (за весь период исследования) является субъект издательской деятельности – Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». Как по количеству изданий по названиям, так и по количеству изданий по тиражам.Рассмотрен выпуск книг и брошюр по тематическим разделам. Определено, что лидером по количеству изданий являются политическая и социально-экономическая тематики. Данным темам в 2016 году  было посвящено 23% всех изданий страны. Это общемировая тенденция, свойственная западноевропейским демократическим странам. На фоне увеличения многообразия изданий этого профиля ощутимо увеличилось и их количество, это обусловлено спросом на такого рода литературу, в частности на периодические популярные издания (журналы «Фокус», «Корреспондент», «Форбс» и др., а также политический аналитик «Урядовый курьер»).

Ключевые слова: издательское дело, издательская продукция, печатные издания, регионы Украины.

Література:

  1. Випуск видавничої продукції в Україні в 2012 році [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.ukrbook.net/statistika/statistika_2012.htm
  2. Випуск видавничої продукції в Україні в 2013 році [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.ukrbook.net/statistika/statistika_2013.htm
  3. Випуск видавничої продукції в Україні в 2014 році [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.ukrbook.net/statistika/statistika_2014.htm
  4. Випуск видавничої продукції в Україні в 2015 році [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.ukrbook.net/statistika/statistika_2015.htm
  5. Випуск видавничої продукції в Україні в 2016 році [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.ukrbook.net/statistika/statistika_2016.htm
  6. Інноваційний розвиток видавничо-поліграфічного комплексу [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://ena.lp.edu.ua:8080/bitstream/ntb/14190/1/13_8589_Vis_725_Ekonomika.pdf

Повний текст

PDF