Гудзевич А. В.

ПРОБЛЕМИ ЕКОЛОГІЇ, ПРИРОДОКОРИСТУВАННЯ І ЗБАЛАНСОВАНОГО РОЗВИТКУ В ГЕОГРАФІЇ

Проведено аналіз причин та основних результатів “екологізації” наукового знання зокрема географічного в Україні. Визначено зміст і сферу використання поняття “екологія”. Окреслено генезис концептів, які стосу-ються аспектів взаємодії суспільства з природою. Запропоновано введення навчальної дисципліни “Середови-щезнавство” як обов’язкової для вивчення у всіх вищих навчальних закладах, на противагу розпливчатим “Основам екології”.

Ключові слова: екологія, навколишнє середовище, збалансований розвиток, природокористування, охорона довкілля, середовищезнавство.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ В ГЕОГРАФИИ.

Осуществлен анализ причин и основных результатов “экологизации” научного знания в частности географического в Украине. В их основе – осознание необходимости разработки новых стратегий природопользования, которые бы учитывали социально-экономические аспекты развития и эколого-природоохранные ценности изменчивой под воздействием естественных и человеческих факторов окружающей среды. Определенно содержание и сферу использования понятия “экология”. Под экологическими направлениями сегодня понимаются негативные изменения отдельных естественных компонентов под воздействием антропогенных факторов, то есть то, что всегда было в поле зрения географов при исследовании проблем природопользования, безопасности жизнедеятельности и охраны природы. Сформированная как область биологических знаний, “Экология”, в последние десятилетия оказалась адаптированной ко всем сферам человеческой деятельности, которая приводит к потере ею собственного объектно-предметного поля и изначального содержания. Очерчено генезис концептов, которые касаются аспектов взаимодействия общества с природой. Они базируются на воображении о целостности системы “Природа-Общество” и того, что человек и его хозяйственная деятельность является структурной частью этой системы, и как составная часть целого должна выполнять определенную функцию, направленную на стойкое функционирование всей системы. Предложено введение учебной дисциплины “Естествознание” как обязательной для изучения во всех высших учебных заведениях, в противовес расплывчатым “Основам экологии”. Важность ее введения объясняется не только утверждением нового стратегического направления в развитии просветительских технологий и практическим воплощением теоретико-методологических разработок ученых на просветительском пространстве, но и сделает возможной перестройку общественной жизни наиболее активных его носителей – студенчества.

Ключевые слова: экология, окружающая среда, сбалансированное развитие, природопользование, охрана окружающей среды, средознание.

Література:

  1. Акимова Т. А. Экология: учебник для вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – М.: Юнита, 1998. – 340 с.
  2. Голубець М. А. Середовищезнавство – перспективний розділ науки / М. А. Голубець // Укр. геогр. журн. – 2008. – № 1. – С. 19-2
  3. Гриневецький В. Т. Про розширення сфери і напрямів використання ландшафтознавчих термінів, понять, підходів / В. Т. Гриневецький // Укр. геогр. журн. – 2001. – № 4. – С. 57-59.
  4. Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь: свыше 8 тысяч терминов / Дедю, И. И. – Кишенев: Гл. ред. МСЭ, 1990. – 406 с.
  5. Екологічна енциклопедія: у 3-х т. / редкол.: А. В. Толстоухов та ін. – К.: ТОВ “Центр екологічної освіти та інформації”, 2008. – Т. 3: О-Я / відп. ред. Є. І. Стеценко.– 2008. – 472 с.  
  6. Кримський С. Межа тисячоліть – зміна вимірів історії / С. Кримський // Вісник НАН України. – 1999. – № 7. – С. 3-12.
  7. Крисаченко В. С. Екологічна культура: теорія і практика: навч. посібник / В. С. Крисаченко. – К.: Заповіт, 1996. – 352 с.
  8. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: В 3 т. / Т. Миллер; Под ред. Г. А. Ягодина; Пер. с англ. Б. А. Алексеева и др. – М.: Издат. группа “Прогресс”, “Пангея”, 1993. – Т. 1. – 256 с.
  9. Некос В. Ю. Неоэкология – концептуальные основы / В. Ю. Некос // Екологія та ноосферологія. –1999. – № 4. – С. 171-176.
  10. Пащенко В. М. Методологія постнекласичного ландшафтознавства / В. М. Пащенко. – Київ: Б.в., 1999. – 284 с.
  11. Позаченюк Е. А. Коадаптивная парадигма природопользования / Е. А. Позаченюк // Уч. записки ТНУ им. В. И. Вернадского. – 2005. – Т. 18 (57), № 1. – С. 199–204.
  12. Реймерс Н. Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. – М.: Изд. “Россия молодая”, 1994. – 367 с.
  13. Стецюк В. В. Основи екологічної геоморфології / В. В. Стецюк, Ю. А. Сілецький. – К.: Четверта хвиля, 2000. – 368 с.
  14. Тюрюканов А. Н. Биосферные раздумья / А. Н. Тюрюканов, В. М. Федоров. – М.: РАЕН, 1996. – 368 с.
  15. Швебс Г. И. Адаптивная (интегративная) география (постановка вопроса) / Г. И. Швебс // Изв. РАН. Сер. геогр. – 1991. – №2. – С.114-121.
  16. Cunningham W. P. Environmental Science: a global concern. Eighth edition /P. Cun­ningham, М. A. Cunningham, В. W. Saigo. – Boston-Toronto: Wm. C. Brown Publishers, 2005. – 600 p.
  17. Мооnеу Н. A. On the road to global ecology / Н. A. Мооnеу // Arm. Rev. Energy. Environ. – 1999. – № 24. – P. 1- 31.

Повний текст

PDF